Метрогородок в военные годы

Информация о взаимодействии образовательных организаций МРСД №11 и Совета пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов в области патриотического (духовно-нравственного и гражданского) воспитания обучающихся образовательных организаций межрайона за 2018 год

Метрострой в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.

  1. Общая информация о Великой Отечественной войне:

Помните 1941 – 1945:

Война – 4 года

1418 дней и ночей

Потери – 28 млн. человек – это 22 человека на каждые 2 метра нашей земли:

- 14 млн. человек – потери в боевых действиях

- 13 млн. человек – потери мирных жителей

- 1 млн. человек - без вести пропавших

  1. Подвиги метростроевцев при обороне:

Начавшаяся война, ставшая тяжким испытанием для всего советского народа, показала лучшие качества отряда метростроевцев – мужество и сплочённость, способность мобилизовать силы для выполнения сложнейших заданий в любой ситуации в суровых условиях военного времени. В первые дни войны тысячи метростроевцев ушли на фронт, в народное ополчение. Поредевшие ряды пополнили женщины, число которых в Метрострое составляло 65 – 70%.

Летом 1941 года рабочими Московского метростроя были построены доты для обороны столицы.

В 1941 году в результате воздушных атак врага на Москву были повреждены Смоленский метромост, станция «Белорусская», перегонный тоннель на участке «Смоленская»-«Арбатская». Всё оперативно ремонтировалось в течении одних – двух суток.

Сразу же, как только началось наступление советских войск под Москвой, стало необходимо восстанавливать разрушенные железные дороги. 236 метрополитеновцев, в основном путейцы, в 40-градусный мороз восстанавливали под Волоколамском разрушенный фашистами 26-километровый участок пути.

Не ушедшие на фронт москвичи и жители района работали на оборонительных рубежах, на заводах, тушили фугасы, защищали небо Москвы аэростатами.

  1. Участие метростроевцев в боевых действиях:

В организованном Метростроем аэроклубе велась подготовка летчиков. Они бесстрашно сражались на штурмовиках, бомбордировщиках. Не все вернулись с поля боя: Борис Окрестин, Григорий Венгеровский, Илья Давыдов, Сергей Филиппов, Маруся Виноградова, Алексей Абрамов….

Метростроевцы воевали за свободу Родины во всех частях армии: механики и слесари стали танкистами, артиллеристами и железнодорожниками, на бронепоездах, проходчики сражались пехотинцами.

Осенью 1941 года коллектив работников метрополитена заработали и внесли более 1 млн. руб. в фонд обороны страны. На эти деньги были построены 3 танка и бронепоезд «Московский метрополитен», изготовленный на Мытищинском машиностроительном заводе, принимавший участие в сокрушительных боях на Курской дуге.

  1. На территории района Метрогородок с 1932г. располагались предприятия, которые обеспечивали строительство метро:

- Автобаза № 4 Метростроя

- Черкизовский завод Метростроя

- Московский механический завод № 5 Мосметростроя

- Деревообрабатывающий завод № 9

- Мраморный завод

Рабочие этих предприятий ушли на фронт в качестве добровольцев, в народное ополчение:

Страна зовет на подвиг правый,

Мы защитим свой отчий дом,

И всюду воинская слава

Нас осенит своим крылом.

И от земли до небосвода

Не дрогнет мужество страны,

Так славьтесь армии народа

Непобедимые сыны.

Сергей Островой

3 июля 1941 г

  1. Описание предприятий и их роль в строительстве метро.

В сентябре 1931 года был создан «Метрострой». «Метрострой» включили в число ударных строек с первоочередным снабжением стройматериалами и транспортом, а в ноябре этого года была заложена первая шахта на Русаковской улице. Началось строительство предприятий, обеспечивающих ударную стройку века – Метрострой.

Автобаза № 4 Метростроя - Для нужд Метростроя около Московской окружной железной дороги была построена Автобаза № 4, машины которой обслуживали предприятия и строительные площадки метростроя.

Московский механический завод № 5 Мосметростроя – запущен в октябре 1933 года для производства спецтехники, механизмов и горнопроходческого оборудования, а также тоннелестроения (тюбинги). В годы Великой Отечественной войны было организовано крупное литейное производство, позволяющее заводу выпускать 37 тысяч тонн литья в год, что практически полностью покрывало потребность метростроителей в таких изделиях, как чугунные тюбинги для тоннелей.

Черкизовский завод Метростроя – завод ЖБК Метростроя выпускал железобетонные конструкции для строительства московского метро.

Деревообрабатывающий завод № 9 – предприятие обеспечивало ударную стройку метростроя материалами для укрепления прокопанных тоннелей, в которые вставлялись щиты и тюбинги. В годы войны, когда метро служило бомбоубежищем, для населения изготавливались деревянные нары, топчаны, дощатые полы, общая длина которых достигала 36,5 км. Продукция предприятия использовалась в оборонительных сооружениях, в восстановлении разрушенных железных дорог.

Мраморный завод – предприятие занималось комплексом работ по поставке облицовочного камня, производством изделий из мрамора, гранита и других природных камней для облицовки стен, колонн, цоколей станций метрополитена и фасадов зданий.

6.Описание строительства станций метро:

- построено до Великой Отечественной войны с 1932г. по 1941 год – было построено 29 станций.

- построено в период Великой Отечественной войны с 1941 г. по 1945 г. – было построено 7 станций: «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), «Сталинская» («Семеновская»), «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловская».

Поредевшие ряды пополнили женщины, число которых в Метрострое составляло 65 – 70%. Женщины работали в забоях, на уборке породы. Они становились взрывниками, бурильщиками, машинистами подъемов, крепильщиками, чеканщиками, крановщиками. В бригадах проходчиков было четверо мужчин и восемь женщин.

Женщины совмещали разные профессии на заводах района – и крановщицы, и буфетчицы…

В электродепо «Северное» 8 марта 1942г. был создан первый «женский поезд».

В 1944 г. коллектив метростроя награжден орденом Красного Знамени «За образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по строительству третьей очереди метрополитена в трудных условиях военного времени».

7. Назначение станций метро в годы войны и действия, предпринимаемые для их обороны:

С июля 1941г., когда усилились налеты на Москву, начались бомбардировки, возникла необходимость срочно приспособить все имеющиеся и строящиеся тоннели под бомбоубежища. В суточный срок на всех линиях были выделены участки тоннелей, где можно было размещать население. «Подземный этаж» столицы мог принимать до полумиллиона человек. В случае объявления сигнала «Воздушная тревога» происходила немедленная остановка поездов, на путях в тоннелях устанавливались дощатые полы, длина которых достигала 36,5 км., 80 металлических мостиков. На 20 станциях завезли 3,8 тыс. детских кроваток, 4,6 тыс. топчанов. На станциях метрополитена размещались госпитали, родильные дома, детям выдавали белый хлеб и молоко. За время воздушных тревог родилось в Московском метро более 200 новых жителей столицы.

8. Информация о жителях района, которые внесли большой вклад в защиту нашей Родины и в развитие метро (возможно о героях труда 1941 – 1945 г.г.):

- Алушкова Ирина Тимофеевна – бухгалтер ЖБК Метростроя

- Бубнов Тимофей Иванович – главный механик завода Метростроя № 5

- Бубнова Федора Ильинична - рабочая метростроитель

- Казаков Федор Васильевич – проходчик метростроя

- Матейкина Надежда Петровна – крановщица завода метростроя № 5

- Полежаев Василий Дементьевич – главный инженер проходческих шахт

- Полежаев Федор Дементьевич - механик

- Симонов Николай Евтихиевич – токарь военного завода № 45

- Шлеймович Яков Семенович – метростроитель

.

Метростроителей не забудет никто и никогда,

Им монументы воздвигают города,

А павшим поклонимся мы низко до земли,

Отважным подвигам их все восхищены.

Тамара Викторовна Портнова

Житель района Метрогородок

2020 г.

05.03.2019
21 февраля 2019 года в честь Дня защитников Отечества на территории ГБОУ Школы № 1246 (корпус 1035) состоялся митинг у мемориала первых метростроевцев, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
подробнее
обновлено: 06.03.2019